Специфика работы службы взыскания предполагает взимание задолженности с физических и юридических лиц в пользу кредитора. Сотрудники службы взыскания — коллекторы — работают с задолжавшим лицом начиная с этапа досудебного разбирательства и до того момента, когда вступает в законную силу исполнительный документ.

К коллекторским услугам прибегают финансовые и банковские организации, а также любая организация, в которой есть база должников. Изначально подобные агентства создавались на базе банков и оказывали свои услуги исключительно банкам-учредителям. Расширять свои границы службы взыскания начали в начале 2000-х гг.

Работники службы взыскания с целью гарантированного погашения задолженности субъектом, могут прибегать к различным мерам, зачастую преступающим закон (представляться судебным приставом и тому подобное). Любая организация, предоставляющая коллекторам личные данные проблемного клиента, должна понимать, что этим актом она нарушает 857 статью гражданского кодекса РФ, а также 26 статью Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Стадии работы

Служба взыскания ограничивается следующими правами: 

  • работа в досудебном порядке;
  • представительство в судах любой инстанции;
  • принятие участия в исполнительном производстве.

На каждой из этих стадий коллекторы используют определенные методы по взиманию долга.

На стадии досудебного разбирательства основной метод воздействия — регулярные звонки должнику, его родным и работодателю. Также коллекторы могут изводить субъекта визитами либо распространением фактически фальсифицированных сведений о нем.

Коллекторы принимают активное участие в судебном разбирательстве: готовят иск, присутствуют на заседании, настаивают на оформлении исполнительного листа.

На стадии исполнительного производства служба взыскания наряду с судебными приставами осуществляет взимание задолженности, а также принимает участие в распродаже конфискованного имущества через аукционы и торги.

Инфоinfo
Существуют международные стандарты, которыми руководствуется служба взыскания при выполнении своих должностных обязанностей. Однако этими законными мерами зачастую пренебрегают сотрудники коллекторских служб.

Общение с коллекторами: советы и рекомендации

Инфоinfo
При необходимости взаимодействия с коллекторами самое важное — осознавать, с кем пришлось иметь дело, и быть готовым к подобному диалогу.

Использовать денежные сложности в качестве причины задолженности не стоит. Лучше, ссылаясь на трудности, не уточнять их характер.

Говорить нужно спокойно.

Инфоinfo
Как правило, коллекторы — это люди, не принимающие решения по вашему делу, они лишь передают информацию в очень сжатой и обобщенной форме.

Необходимо очень внимательно относиться к угрозам со стороны коллекторов, обращать внимание на характер этих угроз. Зачастую сотрудники службы взысканий позволяют себе оскорбления и угрозы, ссылаясь на Уголовный кодекс РФ, согласно которому угроза — это высказанное в устной форме желание причинить вред здоровью. Однако за любое оскорбление коллектор рискует отвечать в суде.

Следует помнить, что большинство коллекторов не имеют юридического образования. Если речь зашла о возбуждении уголовного дела, достаточно напомнить собеседнику, что для этого должника должны признать злостным уклонистом (долг больше 1,5 млн руб; есть возможность погасить долг, но этого не происходит; за все время кредита субъект не осуществил ни одного платежа). Как правило, этого весомого аргумента достаточно, чтобы коллектор подостыл.

Нелишним будет поинтересоваться, какое агентство представляет собеседник, попросить показать документы (свидетельство, устав, договор данной организации и банка).

Советcouncil
Не следует тратить на общение с коллектором слишком много времени. Зачастую ежемесячные звонки должнику совершают разные сотрудники.

Если в телефонном разговоре коллектор проявляет грубость, достаточно продемонстрировать желание подать жалобу в администрацию службы взыскания. Такая ситуация непременно фиксируется в клиентском досье, а дальнейшие звонки становятся сугубо информативными.

Важные моменты

Служба взыскания не имеет к дебитору никакого отношения, они не связаны договором, поэтому субъект не обязан выполнять требования коллекторов. В случае угроз или вымогательства необходимо все разговоры фиксировать, а затем прилагать к соответствующему заявлению в прокуратуру. Любые угрозы проникновения в квартиру также должны фиксироваться, после чего пишется заявление в полицию о нарушении неприкосновенности жилья. Любые угрозы должны пресекаться, так как они нарушают права и свободы гражданина.

Основная цель службы взыскания — вывести должника из эмоционального равновесия, запугать. Чтобы это предотвратить, при выявлении подобных случаев следует подавать жалобы на службу взысканий во все инстанции (Роспотребнадзор, прокуратура, финансовый омбудсмен). При намеке на обращение в суд с иском, звонки от коллекторов, вероятнее всего, вовсе прекратятся. Если задолженность ежемесячно погашается, пусть суммы и недостаточные, у кредиторов нет права привлечь должника к уголовной ответственности.