Мошенники в интернете

Если вы наткнулись на интернет-мошенников, следует незамедлительно обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. В данной статье мы ответим на следующие вопросы: что такое интернет-мошенничество? Какой закон регламентирует данное правонарушение и какие меры наказания за него предусматриваются? Куда обращаться, если вы наткнулись на мошенничество в интернете?

Что такое интернет-мошенничество?

Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, под мошенничеством принято понимать кражу чужого личного имущества, которые происходит путем лжи и втирания в доверие. Т.е. жертва фактически добровольно передает своё имущество злоумышленнику, поддавшись на хитрые уловки и завлечения.

По степени ответственности, интернет-мошенничество приравнивается к обычному мошенничеству, произошедшему в реальности, и потому – уголовно наказуемо.

С появлением интернета, мошенничество в сети набирает все большие обороты и облекает все более изобретательные формы. К наиболее часто используемым относятся:

  • Призыв к участию в конкурсах и проектах. Чтобы стать участником, гражданин должен перечислить на определенный счет первоначальный взнос;
  • Взлом личной страницы в социальных сетях. Для того, чтобы вернуть доступ к странице, требуется отправить сообщение на указанный номер, который сопроводится списанием определенной суммы денег. После списания страница не восстанавливается;
  • Блокирование компьютера с помощью вирусных программ. Для снятия блока требуется отправить сообщение на определенный номер, а после со счета спишется определенная денежная сумма;
  • Сообщение с просьбой перечисления денег на лечение тяжелобольных детей, взрослых и животных;
  • Сообщение с просьбой перечисления денег в благотворительные фонды;
  • Обманные сообщения о блокировке банковского счета, для разблокировки которого требуется пройти по указанной электронной ссылке и указать свои персональные данные;
  • Онлайн финансовые пирамиды;
  • Покупка товаров с необходимостью внесения предоплаты. После её внесения покупатель не получает товар вообще или получает какой-то другой, более дешевый аналог;
Инфоinfo
Помимо мошенников в интернете существуют телефонные мошенники, сообщающие о ложном ДТП близких людей, необходимости уплатит кредит и т.п.

Куда жаловаться?

За время существования интернета, работники правоохранительных органов приобрели достаточные навыки для поиска и поимки интернет-преступников. Пожаловаться на мошенничество в Интернете/по телефону можно в те же инстанции, как и в случае обнаружения мошенничества в реальной жизни:

  • Полицию;

Расследованием мошеннических преступлений в интернете занимается отдел “К”. Подать заявление о мошенничестве в полицию можно, обратившись в отделение по месту жительства или непосредственно в территориальное отделение “К”.

О том, как подать заявление о мошенничестве, читайте здесь.

  • Роскомнадзор;

Так же, как и при обращении в полицию, при обращении в Роскомнадзор нужно составить заявление по факту мошенничества в интернете.

Советcouncil
Даже если сумма хищения оказалась не настолько большая, чтобы обращаться в правоохранительные органы, заполнить заявления все равно стоит. Возможно вы подадите не первое заявление о конкретном мошенничестве в интернете, а информация, предоставленная вами, поможет правоохранителям выйти на нужный след.

При составлении заявления о мошенничестве в интернете в полицию/ Роскомнадзор, необходимо указать следующую информацию:

  • Электронный адрес сайта-мошенника;
  • Имя преступника на интернет-форуме, чате;
  • Реквизиты электронного счета, на который требовалось перевести деньги;
  • Номер мобильного телефона, на который требовалось отправить платное сообщение;
  • Электронная почта злоумышленника (при наличии);

Подать заявление в правоохранительные органы можно:

  • В ходе личной явки в отделение полиции по месту жительства заявителя;
  • По телефону горячей линии;
  • Через интернет, непосредственно на официальном портале Министерства внутренних дел;
Инфоinfo
Заявить о мошенничестве в интернете можно и в анонимной форме, однако, следует учитывать, что по таким заявлениями уголовные дела не возбуждаются.

Меры наказания

Меры наказания за мошенничество в Интернете зависят от характера и масштаба преступления и потому определяются Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом Российской Федерации. Так:

  • Если мошенник украл на сумму, не превышающую одну тысячу рублей, то, по статье 7.27 Кодекса об административных правонарушениях, он получит штраф (размер зависит от региона) или административный арест до пятнадцати дней;
  • Если мошенник украл на сумму, превышающую одну тысячу рублей, то данное преступление носит уже не административный, а уголовный характер. Меры наказания в данном случае определяются статьей 159  Уголовного Кодекса Российской Федерации и зависят от многих факторов: количества участников, фактора предварительного сговора, размера хищения и проч;

Если преступник требовал внести взнос, предупреждая, что в случае отказа “всплывет” не требующая огласки личная информация, данное злодеяние будет квалифицироваться, как вымогательство (на основании статьи 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

  • Интернет-мошенники также могут быть привлечены по статьям 272-274 Уголовного Кодекса Российской Федерации за совершение преступных деяний в сфере интернета: взлом, заражение вирусными программами и т.д.

Если полиция молчит

Не всегда при обнаружении интернет-мошенничества требуется сразу обращаться в полицию. Так, если злоумышленник вынудил перевести деньги на электронный кошелек (Вэбмани, Киви), можно позвонить в службу поддержи этой интернет-организации.  После этого счет интернет-преступника могут заморозить. Кроме того, позвонив в службу поддержки можно узнать реквизиты преступника (ФИО и паспортные данные).

Инфоinfo

Информация о преступнике  может понадобиться при обращении в суд и подаче искового заявления.

Кроме того, можно оставить жалобу на одном из следующих сайтов, которые смогут заблокировать мошеннический адрес:

Мошенничество в интернет-магазине

Если вы оплатили товар, а вам его так и не прислали, вы можете подать жалобу на имя продавца/директора интернет-магазина. Отправить жалобу вы можете как на указанный адрес местонахождения фирмы по почте, так и на указанный адрес электронной почты, который прописан на официальном сайте магазина.

Инфоinfo
Если на сайте интернет-магазина указан и электронный адрес и фактический, отправить претензию рекомендуется сразу в двух экземплярах.

Претензия составляется в произвольной форме или по образцу, который можно скачать в интернете.

Если претензия составляется самостоятельно, важно указать в ней следующую информацию:

  • Реквизиты заявителя;
  • Суть подачи претензии: описание заказа и оплаты товара;
  • Нарушение и законодательная ссылка, подтверждающая факт нарушения;
  • Требование к интернет-магазину (вернуть внесенную предоплату, прислать товар);

Если же интернет-магазин как не отреагирует на поданную жалобу, обращаться следует в следующие инстанции:

  • Полицию;

Если вы уверены, что произошедшее в интернете является мошенничеством.

  • Прокуратуру;

Если после подачи заявления в полицию поступил необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела или результаты их расследования вас не устроили.

  • Роспотребнадзор;

Если товар все же пришел, но вас не устраивает его качество, внешние и технические характеристики.

  • Суд;

Если не удалось урегулировать вопрос ни в одной из вышеперечисленных инстанций, с исковым заявлением о защите прав потребителей следует обратиться в суд.  Обязательным условием является то, что в иске должен быть указан юридический адрес интернет-магазина.

Советcouncil
Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, внимательно изучите его: сколько лет существует на рынке, отзывы клиентов, истории покупок и прочее. Если на сайте предлагается несколько вариантов оплаты товара, выберите ту, которая предполагает оплату после получения товара. Так, риск остаться обманутым сведется к минимуму.