На сегодняшний день в условиях острой экономической конкуренции, когда большинство производителей выпускают товары, соответствующие требованиям потребителей, трудно переоценить роль товарных знаков. И количество споров относительно торговых марок в последнее время значительно увеличилось. В большинстве своем такие конфликты касаются прав одной фирмы на результаты интеллектуальной деятельности компании-конкурента.

Ежедневно в судебной практике выявляется множество случаев незаконного использования уже зарегистрированных чужих брендов. Почти во всех случаях такое нарушение негативно отражается на имидже компании и на ее статусе надежного партнера-производителя. Какая ответственность предусмотрена за использование товарного знака неправомерным образом? Как защитить свои интересы правообладателя? Можно ли доказать отсутствие злого умысла при совершении нарушения? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Что считается нарушением закона?

Такое деяние, как незаконное использование чужого товарного знака (контрафакции), можно отнести к методам недобросовестной конкуренции. Многие компании-новички, используя марку другой, более известной и востребованной компании, стремятся тем самым завоевать интерес потенциального покупателя. При этом они не тратятся на продвижение собственной продукции, которая к тому же является товаром более низкого качества. Но прежде чем подавать на своего конкурента в суд, необходимо выяснить, служит ли возникшая ситуация следствием прямого нарушением законодательства. Можно выделить сразу несколько разновидностей нарушений правил использования торговых марок:

  • Выпуск собственной продукции под чужим брендом без разрешения данной компании;
  • Размещение товарного знака на этикетках и упаковках товаров, которые вводятся в товарооборот на территории России;
  • Использование чужого знака в деловой документации (фирменных бланках, печати);
  • Размещение чужой товарной марки в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • Использование товарного знака другой компании в интернете.
Инфоinfo
Все вышеперечисленные случаи в той или иной степени представляют собой нарушение действующего законодательства и могут повлечь за собой уголовную ответственность для нарушителей. Используя торговый имидж и деловую репутацию всем известных компаний, мелкие производители, как правило, преследуют одну цель – получение личной выгоды за счет чужой популярности. Оно может принести правообладателю торгового знака довольно крупные убытки, и поэтому является наказуемым деянием.

Как доказать факт преступления?

В случае выявления таких нарушений правообладатель имеет право предпринять установленные законодательством меры воздействия. Главное в этом случае помнить, что право пользования той или иной торговой маркой дает только его государственная регистрация. Если это условие соблюдено, владельцу необходимо всего лишь придерживаться следующего порядка действий:

  • Подать жалобу в палату по патентным спорам;
  • Обратиться в антимонопольную службу;
  • Направить заявление в таможенный орган;
  • Написать претензию в Роспотребнадзор;
  • Составить судебный иск о прекращении незаконного использования товарного знака.

Чтобы виновное лицо понесло уголовное наказание, такое деяние должно причинить довольно крупный ущерб стороне-правообладателю или быть совершено неоднократно. В связи с этим, уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака наступает лишь в том случае, когда компания потеряла более 1 500 000 рублей. Но не спешите ходатайствовать о назначении судебной или иной независимой экспертизы.

Вниманиеattention
Обращаться к экспертам целесообразно только в тех ситуациях, когда для сравнения торговых обозначений требуются специальные знания. Это значит, что если неправомерное использование чужого бренда может быть выявлено судом с позиции рядового потребителя, независимое исследование, скорее всего, не понадобится.

Структура заявления

Конечно, чтобы привлечь нарушителя к уголовной ответственности, необходимо составить исковое заявление в суд. Оно должно соответствовать определенным требованиям законодательства – только в этом случае суд примет его к рассмотрению и вынесет соответствующее решение. В соответствии с действующими нормами уголовного права, иск должен содержать следующие сведения:

  • Данные судебной инстанции (наименование, адрес суда, ФИО судьи);
  • Информацию об истце и ответчике (паспортные данные, адрес, телефон, факс, электронную почту);
  • Общую сумму иска и размер госпошлины;
  • Сведения об объекте исключительного права (название, вид продукции);
  • Обстоятельства, при которых было обнаружено нарушение;
  • Требования заявителя в соответствии с УК РФ;
  • Список приложений.

Перед тем как подавать иск в выбранную судебную инстанцию, подготовьте доказательства для судебного заседания – приобретите контрафактный товар. Не забудьте сохранить все чеки и квитанции, которые нужно будет добавить к иску в качестве приложения. Более того, вам придется сделать несколько копий заявления и произвести расчет суммы ущерба – их также нужно задействовать при обращении в суд.

Чем грозит использование чужой марки?

К уголовной ответственности можно привлечь как физических лиц (субъектов предпринимательства), так и юридических (организаций и предприятий). Если нарушитель не выполнит какое-либо из нижеизложенных условий решения суда добровольно, ему придется выполнять их в принудительном порядке в рамках исполнительного производства. Согласно статье 180 УК РФ, правообладатель товарного знака вправе добиться через суд:

  • Опубликования решения суда для защиты исключительных прав владельца;
  • Удаления товарного знака с контрафактного товара, этикеток и упаковок;
  • Уничтожения контрафактной продукции;
  • Возмещения убытков в размере от 100 000 до 5 000 000 рублей.
Советcouncil
Чтобы максимально точно рассчитать сумму убытков, которую вы понесли из-за недобросовестной фримы-конкурента, достаточно всего лишь определить размер прибыли, полученной нарушителем от продажи продукции с незаконной маркировкой. Это и есть та упущенная выгода, которую правообладатель может взыскать в судебном порядке. Кроме того, можно рассчитать платежи по возможному лицензионному договору, который мог быть подписан с владельцем торговой марки.