ОСАГО – это обязательное страхование для владельцев автомобилей, покрывающее ущерб, нанесенный третьим лицам. Полис не покрывает убытки, которые понес сам владелец автомобиля, если он виновен в сложившейся ситуации. При этом страховые компании часто выплачивают недостаточные суммы, занижая уровень ущерба. Компании надеются, что получатель выплаты не станет оспаривать размер, но сделать это можно, о порядке обжалования вы узнаете в этой статье.

Как понять, что выплата занижена

Если получая выплату по ДТП, которое произошло по вине владельца ОСАГО, пострадавший выяснил, что сумма денег недостаточна для погашения ущерба, ему нужны подтверждающие это документы. Ведь “на глаз” определить точную сумму ущерба сложно, а чтобы претензии были приняты, пострадавшему необходимы результаты сторонней независимой экспертизы.

По ее итогу будут выданы подтверждающие документы, служащие основанием для перерасчета компенсации страховой компании. Если разница составляет менее 10% как в большую, так и меньшую стороны, факта недоплаты зафиксировано не будет. Это считается допустимой погрешностью экспертов, которая установлена законодательством.

Кроме того, получив новые расчеты ущерба экспертов, следует проконсультироваться на предмет реальности получения доплаты. Как правило, следует обращаться в суд только при сильных занижениях ущерба, поскольку в этом случае дело будет стоить потраченных денег и сил.

Когда занижение выплат законно

Вероятность того, что страховщик не доплатит пострадавшей стороне крайне мала. Этот риск постарались минимизировать в Центробанке при разработке единой общеобязательной методики расчета оценки повреждений. Несмотря на ее наличие, возможны ситуации, в которых итоги разных экспертов могут не совпадать. Проблема заключается в том, что едиными являются только правила самого расчета ущерба, которые основываются на вводной информации.

Если же экспертные обследования будут проведены по разным методикам, что допускается, то большинство зафиксированного ущерба будет взято “на глазок”. То есть, специалист сам оценит серьезность ущерба. Таким образом, на разницу в результатах влияют:

  • уровень профессиональной подготовки эксперта и качество выполнения работы;
  • скрытые повреждения и наличие специализированных инструментов для исследования;
  • условия проведения осмотра – машина может быть грязной, либо не хватает освещения для поиска серьезных поломок.

В то же время, есть законные ситуации, которые не будут признаны нарушениями и могут повлечь за собой недоплату компенсации. К перечню таковых следует относить:

  1. Некоторые повреждения не учитываются – экспертам разрешается не просчитывать стоимость восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля, если оно повреждено более, чем на 25%. Также ущерб не будет погашен, если детали, на которых повредилось покрытие, проржавели насквозь.
  2. Износ деталей – если выяснилось, что вышедшие из строя детали были сильно изношены, сумма компенсации уменьшается. В СК могут выплатить только 50% стоимости изношенной детали в новом состоянии.
  3. Утеря товарной стоимости – закон предполагает, что при УТС, которую повлекла за собой аварийная ситуация, страховая компания должна погашать ее уровень. На деле это происходит далеко не всегда, тогда следует обращаться в суд.

Следовательно, страховая компания действительно может недоплатить компенсацию, и на вполне законных основаниях. В любом случае пострадавший может оспорить данное решение в суде, и если повторная экспертиза докажет нарушения при определении ущерба, истец сможет получить недостающую сумму.

Порядок действий

Чтобы не быть обманутым страховой компанией, следует сначала правильно оформить ДТП. Кроме документирования факта сотрудниками ГИБДД, также можно заполнить европротокол, бланк которого выдается страховщиком при подписании договора. В этом случае можно обойтись без вызова полиции, но только если:

  • нет людей с травмами или погибших;
  • сумма ущерба не превышает 50 тыс. рублей;
  • участников не более двух;
  • у обоих есть ОСАГО;
  • обе стороны сходятся во мнениях касательно произошедшего ДТП.

Заполнив документ, потерпевшая сторона обращается в страховую компанию виновника и получает возмещение. Если хоть одно условие не выполнено, необходима помощь ДПС. Сотрудники полиции составят ряд документов, в том числе:

  1. Справку о дорожно-транспортном происшествии по форме ф-154.
  2. Схему ДТП – где произошла авария, как двигались участники происшествия и т.д.
  3. Протокол о правонарушении административного порядка.
  4. Пояснения водителей.

В справке сотрудники МВД указывают повреждения, полученные автомобилями, в случае серьезных последствий заполняется приложение. Следует контролировать процесс заполнения, поскольку в СК будут смотреть в том числе и на ущерб, задокументированный ГИБДД. При подозрениях в занижении суммы, следует начинать разбирательство.

Проведение независимой экспертизы

Ранее водители, которые попали в аварию, могли провести самостоятельную экспертизу до того, как страховая произведет расчеты. После 2008 года порядок изменился, и первое исследование проводится компанией, которая выплачивает страховку. Водитель может потребовать организации дополнительной экспертизы после первоначального осмотра, если сомневается в квалификации специалиста компании. Выбирает экспертное учреждение также страховщик.

Если же СК не сможет провести осмотр и экспертную оценку в течение пяти дней после обращения потерпевшего, последний может инициировать процедуру сам. Во всех других случаях проведенная экспертиза покажет ущерб, но страховщик не примет ее результаты для возмещения. В любом случае, при проведении самостоятельной экспертной оценки и выявлении серьезных расхождений, следует добиваться перерасчета выплаты.

У кампании, которая будет выявлять ущерб и калькулировать его, должна быть лицензия на деятельность, а ее специалисту нужна аккредитация в федеральном реестре. Это необходимо, чтобы заключения были приняты судом, и могли использоваться для изменения компенсации.

Досудебное урегулирование вопроса

Если экспертиза действительно выявила значительные расхождения в сумме возмещения и фактическом ущербе, следует постараться урегулировать вопрос в досудебном порядке. Это возможно путем подачи претензии в страховую компанию, в которой указываются пункты, вызвавшие несогласие автора. Также вписываются требования по перерасчету компенсации с учетом результатов сторонней экспертизы. Лучше воспользоваться помощью юриста, который проанализирует документы и обоснует их с точки зрения закона.

Также СК извещается о том, что при невыполнении требований будет подан судебный иск с требованием выплат и дополнительных компенсаций. К претензии прилагаются:

  • паспорт потерпевшего;
  • страховой полис;
  • документ о праве собственности на автомобиль;
  • справку об аварии;
  • заключение эксперта.

Претензию можно отнести лично, но чтобы избежать конфликта и непринятия документа, формируется ценное письмо с описью вложения и уведомлением о получении. Рассмотреть жалобу обязаны за 5 рабочих дней, но можно подождать и дольше, поскольку за каждый день неуплаты в пользу потерпевшего будет начисляться 1% пени от суммы долга СК.

Подаем в суд

Если от страховщика не поступило ответа в установленный срок, либо заявителю было отказано в доплате, он имеет полное право пойти в суд. Если судья, оценив доводы истца, примет решение о незаконности действий СК, то будет назначена компенсация не только недостающей части возмещения. Покрытию подлежит моральный ущерб, а также расходы на правовую помощь. Но для приема судом иска следует соблюсти процедуру и подготовить ряд документов.

Необходимые документы

Чтобы добиться приема заявления и увеличить шансы на успех, следует подготовить те же бумаги, которые использовались для дополнения претензии страховщику. Кроме справки об аварии, протокола и постановления об админправонарушении, потребуется также доверенность на ведение дела, если потерпевший обратился к адвокату. Также пригодятся иные документы, связанные с затратами по страховому случаю:

  • договор с независимой экспертной организацией;
  • доказательства размера компенсации, полученной от страховой компании;
  • иные финансовые документы, включая фактические расходы на ремонт, привлечение специалистов в области права.

Следует собрать как можно больше документов, которые докажут правоту заявителя. Если есть показания свидетелей, их также предоставляют или указывают этих людей в иске, чтобы их вызвали на судебное заседание. Но не только прилагаемые документы важны, кроме них следует правильно подготовить исковое заявление.

Как составить иск

Эта бумага наиболее значимая, ведь в ней описывается ситуация, высказывается претензия и конкретное требование. Конечно, в идеале иск следует писать профессионалу в этом деле, юристу или адвокату. Но если такой возможности нет, бумага готовится самим истцом, причем важно соблюсти структуру:

  1. Шапка документа – указывается в какой суд направляется заявление (куда подать, рассмотрим далее), кто является истцом, где находится и как называется ответчик. Учитывая, что в этом случае имеют место вполне конкретные материальные требования, указывается цена иска.
  2. Название документа, то есть “Исковое заявление о взыскании части страхового возмещения”.
  3. Основная часть – указываются все имеющиеся данные, в том числе обстоятельства ДТП, предпосылки аварии и последствия. Оговариваются сведения о страховой компании, размере выплаченного возмещения и поводах сомневаться в выводе страховщика (в данном случае это повторная экспертиза). Помощь юриста потребуется для ссылки на законодательные акты, позволяющие требовать доплат, самостоятельно прописать такие основания сложно. Учитывая требования материальной компенсации, также вписывается порядок расчета.
  4. Требования – раздел предназначен для финализации иска, конкретизации требований. Здесь оговаривается сумма, которую планирует получить истец от страховой компании.
  5. Перечень прилагаемых документов с количеством экземпляров.
  6. Дата и подпись истца.

Подача и рассмотрение

Подготовленное исковое заявление передается в районный или мировой суд, но чаще задействуются мировые инстанции. Ведь согласно Гражданского процессуального кодекса, они отвечают за разрешение имущественных споров. К компетенции районных судов относятся только дела, цена иска в которых 500 МРОТов и выше, в случае с ОСАГО такая недостача компенсации встречается редко.

Иск передается в суд по месту регистрации ответчика, но если в городе истца есть его филиал, то подача заявления возможна по месту проживания потерпевшего. Готовится 2-3 экземпляра иска, ведь один будет взят судом, а на другом поставят отметку о принятии и передадут истцу. В назначенные дату и время дело будет рассмотрено судом, а стороны вправе привлекать свидетелей, давать пояснения и заявлять протесты.

Для представительства в суде лучше обратиться к адвокату. Профессионал докажет правоту истца, аргументировав требования согласно законных норм. Если же суд примет решение в пользу заявителя, он издаст соответствующую бумагу. По нему страховщик обязан будет выплатить установленную сумму, если же он этого не сделает, истец обратится в исполнительную службу для принудительного взыскания денег.

Занижение компенсации ущерба при ОСАГО встречается в практике водителей. Если подозрения в нечестности страховой компании возникли, инициируется независимая экспертиза. При разнице в 10% и выше нужно требовать уплаты недостающей части. На первом этапе составляется досудебная претензия, если результата это не дало – направляется судебный иск. При обоснованности требований суд удовлетворит заявление, и потерпевшей стороне будет выплачена не только разница, но и пеня, а возможно, и моральный ущерб.