Куда жаловаться на полицию?

Полицейский – должностное лицо, защитник порядка и образцовый гражданин. По крайней мере, так должно быть. На практике же чаще всего встречаются полицейские, которые либо пренебрегают своей должностью, либо просто игнорируют свои обязанности. В худшем случае они используют свои полномочия в личных интересах и во вред гражданам. Очень часто можно столкнуться с бездействием участкового.

Естественно, с грубыми нарушениями стоит бороться. И сделать это можно с помощью жалобы в государственные органы или иска. В этой статье мы расскажем, куда и в каких случаях подается жалоба, как её написать и как привлечь полицейского к ответственности.

Когда можно жаловаться?

Вы можете жаловаться на сотрудников полиции практически по любому поводу, так как они являются должностными лицами и обязаны работать по определенным нормам. Подать жалобу можно в следующих случаях:

К сожалению, рядовой гражданин может столкнуться с любой из этих неприятных ситуаций. В связи с этим стоит понимать, что за свои права надо бороться. И лучший способ – подача жалоб.

Куда можно жаловаться?

Сотрудники полиции – должностные лица. И поэтому отвечать они должны по закону и предельно строго. Поэтому подавать жалобы можно только в органы правопорядка. Вы можете обратиться:

  1. В отделение полиции, к которому приписан сотрудник полиции;
  2. В Управление Собственной Безопасности;
  3. В прокуратуру;
  4. В суд.

Пожалуй каждый гражданин знает, что такое прокуратура, суд и отделение полиции. А вот с УСБ простым гражданам контактировать приходится редко. Управление Собственной Безопасности – государственная структура, главная обязанность которой – следить за тем, чтобы органы правопорядка работали как надо и не нарушали права граждан. Однако вернемся к самим жалобам и рассмотрим их более подробно.

Жалоба на незначительные нарушения в отделение полиции

Зачастую случается так, что нарушение незначительно, пожаловаться нужно, но при этом обращаться в вышестоящие инстанции нет никакого желания. В этом случае пожаловаться на полицейского можно прямо в отделении. Сделать это можно как устно, так и письменно.

Если вы решите обратиться устно, то просто найдите ответственного сотрудника или старшего по званию – он выслушает вашу жалобу и либо примет меры самостоятельно, либо передаст жалобу руководству. Однако помните – устная жалоба обычно не несет каких – то заметных последствия, так как не является официальным обращением.

Письменная жалоба – значительно более серьезный документ. Составлять её достаточно легко – в заголовке напишите кому и от кого направлена жалоба, в самом теле жалобы изложите вашу претензию и выскажите требования, а в конце поставьте подпись и дату. Письменное обращение будет рассмотрено и на него будет направлен официальный ответ.

Также есть возможность подать жалобу в полицию на сотрудника через интернет. Для этого достаточно зайти на официальный сайт МВД и составить обращение, на которое обязательно будет дан официальный ответ.

Вниманиеattention
Помните – такие виды жалоб можно направлять только в том случае, если нарушение незначительно и не нарушены ваши гражданские права, так как в лучшем случае виновного ждет дисциплинарное наказание. По всем серьезным случаям обращайтесь в УСБ.

В УСБ

Самый простой способ обратить внимание надзорных служб на неправомерные действия полицейских – написать жалобу в УСБ. При этом писать её можно в относительно свободной форме. Достаточно будет только указать следующие данные:

  • Информацию о заявителе (анонимные жалобы не рассматриваются);
  • Информацию о полицейском, совершившем нарушение;
  • Подробное описание самого нарушения.

Подать жалобу можно по почте или лично. Однако обязательно возьмите расписку о том, что вы подали жалобу. Так вы сможете в дальнейшем доказать то, что действительно имел место факт обращения в УСБ.

Важноimportant
Обратите внимание на то, что порой УСБ игнорирует обращения по тем или иным причинам. В связи с этим стоит продублировать жалобу и направить копию в прокуратуру, предварительно уведомив об этом УСБ. В этом случае они будут обязаны рассмотреть ваше обращение, так как за этим будет следить другая госслужба.

Как пожаловаться на сотрудника полиции по телефону?

Сделать это очень просто. У УСБ есть собственный телефон горячей линии. По нему вы можете звонить в любое время абсолютно бесплатно. При этом все разговор записываются, и впоследствии могут служить доказательством при проведении расследований. Поэтому при звонке лучше говорить грамотно и избегать оскорблений. Ниже приведены номера горячей линии, по которым возможен звонок:

  • Горячая линия для жителей Москвы (495) 255-96-57;
  • Горячая линия для жителей Московской Области (499) 317-24-66;
  • Телефон горячей линии для всей России (495) 667-07-30.

Не смогли дозвониться? Ничего страшного. Просто наберите 02 и либо попросите дежурного соединить вас с УСБ, либо, если возможности соединения нет, передайте свою жалобу ему. Очень важно знать то, что анонимные жалобы на сотрудников полиции не подлежат рассмотрению, но можно потребовать сохранить анонимность.

Инфоinfo
Так же стоит запомнить еще два номера:

  • 8-800-250-02-35 – отдел по борьбе с коррупцией среди должностных лиц;
  • 8 (495) 667-74-47 – отдел по борьбе с нарушением гражданских прав должностными лицами.

Обращаться по ним вы так же можете абсолютно бесплатно.

Жалоба в прокуратуру на сотрудника полиции

При значительных нарушениях и явном бездействии УСБ стоит сразу же подавать жалобу в прокуратуру. Её главная обязанность – защищать права граждан независимо от того, кто эти права нарушил. Поэтому прокуратура может влиять даже на полицию.

Для того, чтобы ваше заявление в прокуратуру приняли, его следует правильно составить. Оно имеет строгую форму и содержит три части: заглавную, информационную, заключительную.

Заголовок жалобы содержит

  • Наименование отделения прокуратуры: полное название, адрес, ФИО и звание руководителя;
  • Информацию по гражданину, подающему заявление – его ФИО, адрес и контактные данные.

Информационная часть претензии более обширна. В неё входят:

  • Описание самого происшествия (место, время и другие данные), информация по сотруднику, совершившему правонарушение;
  • Перечень прав, которые нарушил сотрудник полиции своими действиями;
  • Требования к прокуратуре;
  • Обоснование требований.

Заключительная часть – самая короткая. Однако она так же крайне важна. В неё входят:

  • Перечень документов, которые могут послужить доказательством вашей правоты;
  • Подпись заявителя;
  • Дату подачи заявления.

В некоторых случаях допускается сохранение анонимности заявителя, для этого в тексте жалобы необходимо указать на тот факт, что личность обращающегося не должна быть раскрыта.

Вниманиеattention
После того, как жалоба будет готова, её потребуется отправить в само отделение. Для этого либо отнесите её лично (или попросив доверенное лицо, имеющее от вас нотариально подтвержденную доверенность), либо заказным письмом. Через тридцать дней вам обязаны будут предоставить письменный отчет с результатом проверки.

Иск в суд

Если никакие другие способы добиться справедливости не помогают, то вам поможет только суд. Для того, чтобы начать разбирательство по вашему делу, подайте исковое заявление. Оно абсолютно идентично претензии в прокуратуру (кроме заголовка – в нем не указывается ответственное лицо). Как только ваше заявление будет подготовлено и направлено, суд уведомит полицию о начале судебного разбирательства.

Обратите внимание на то, что при судебных разбирательствах полицейским грозит значительно более серьезное наказание, чем гражданским лицам, так как у них есть должностные полномочия, которые не только дают им права, но и накладывают на них массу обязанностей. Однако если вы решитесь судиться с полицейским, то обязательно заручитесь поддержкой юриста, специализирующегося на спорах с госслужбами.